Прочитав статью Е. В.
Амелиной про образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», я выделила
несколько тезисов, которые я бы хотела прокомментировать, используя знания,
полученные на экскурсии «Петербург Достоевского».
Начну с того, что
я полностью согласна с автором, что «город в романе становится реальным действующим
лицом, со своей внешностью, характером». Описание Петербурга как ничто иное
передаёт настроение героев. Кроме того, благодаря красочному описанию создаётся
нужная атмосфера. Пыль, грязь, духота, вонь от конюшен – всё это оказывает
давление на Раскольникова, и это подталкивает его к убийству. Оказавшись в
районе Сенной площади, начинаешь замечать, насколько это замкнутое
пространство. 730 шагов, 13 ступенек – это реальные расстояния, и мы в этом
убедились. Прямые углы, ощущения «тупика» и безвыходности… не самое приятное
впечатление.
Второй тезис
связан с нравами петербуржцев: «Петербург пагубно влияет и на человеческие
нравы». В самом деле, на Столярном переулке (том самом, на котором жил Родион Раскольников)
сохранилось около 20 полуподвальных помещений, в которых раньше находились
кабаки и распивочные. А «тошнильный» переулок и вовсе можно назвать «территорией
разврата». Район около Сенной в 19 веке – район бедняков, живущих на грани
нищеты, поэтому и нравы у них соответствующие.
Из всего сказанного можно сделать своеобразный вывод: «Сама атмосфера Города, кажется, способствует преступлению Раскольникова». На мой взгляд, Петербург давил героя своими зданиями, тупиковыми переулками, тесными коморками, и, возможно, это подталкивало Родиона Раскольникова к совершению убийства. Каждый день герой стоял перед выбором: сидеть в своём «гробу» или идти по тесным и мрачным улицам. Ни то, ни другое не могло помочь Раскольникову разобраться со своими мыслями, да и забыть их не было шанса…
Комментариев нет:
Отправить комментарий