Больше чем
картина.
Каждое
время остаётся в истории культуры
своими непревзойдёнными шедеврами. В
этих произведениях аккумулируются
идеи, образы, чувства людей того или
иного времени. К таким произведениям
можно отнести «Джоконду» Леонардо да
Винчи, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля
Санти, «Гернику» Пикассо, «Чёрный
квадрат» К. Малевича. Я остановила свой
выбор на шедевре Казимира Малевича.
Картина
«Чёрный квадрат» никого не оставляет
равнодушным. Одних она поражает простотой,
другие видят в ней тайный философский
смысл.
Немного
об истории создания: сама идея «квадрата»
появилась в эскизах декораций и костюмов
к опере «Победа над солнцем», над которыми
работал Малевич. Основной идеей постановки
была победа активного человеческого
творчества над пассивным участием
природы: вместо солнечного круга
появляется чёрный квадрат. После выхода
оперы К. Малевич написал картину на
холсте, которую датировал 1913 годом —
годом появления нового направления
изобразительного искусства — супрематизма.
Я узнала, что супрематизм появился
благодаря выставке «0,10», прошедшей в
Петербурге в 1915 году. Специально для
этой выставки был написан и сам «Чёрный
квадрат», который был представлен
автором как «Основной супрематический
элемент. Квадрат. 1913». Картина висела в
«красном углу», хотя он всегда
предназначался для икон.
Нужно
сказать, что кроме «Чёрного квадрата»
есть ещё и «Чёрный круг» и «Чёрный
крест». Все три картины стали шедеврами,
но почему? Почему «Чёрный квадрат» не
даёт покоя? Почему он до сих пор не забыт?
На
эти вопросы есть несколько вариантов
ответа: во-первых, долгое время авангард
и абстракционизм были под запретом. Эти
направления не признавались. Возможно,
поэтому выставки Париж-Москва 1979г. и
Москва-Париж 1981г. произвели настоящий
фурор. «Чёрный квадрат» взбудоражил
многих людей и получил мировую славу.
Во-вторых,
многие считают, что «Чёрный квадрат»
скрывает под собой несколько цветных
картин. Кстати, я узнала, что в 2015 году
этот факт был подтверждён.
В-третьих,
«Чёрный квадрат» не является квадратом,
и он вовсе не чёрный, а просто тёмный.
Ни одна из его сторон не параллельна
другой.
В
любом случае я считаю, что К. Малевич,
написав такую картину, бросил вызов
всем: и ценителям искусства, и случайно
его увидевшим. Одни ненавидят, другие
обожают, но равнодушных — нет!